Российская газета: “Нужны нескучные учебники”
По мнению делегатов съезда (от советской терминологии не уйти), писать книги для школы должны не только специалисты в области исторического знания, но и психологи. Ведь история – одна из самых интересных наук, в глазах школьника часто оказывается скучнейшим предметом, требующим исключительно зубрежки.
– Детские психологи подскажут, как заинтересовать и правильно донести тот или иной материал до разума школьников, – сказал ректор МГИМО Анатолий Торкунов. – С одной стороны, важно, чтобы учебники для школ готовили знаменитые работники исследовательских институтов, академии наук, вузов. С другой – в подобной литературе довольно сложный язык, их не так просто бывает читать. А вот учебникам, написанным учителями-новаторами, иногда не хватает фундаментальности.
Ректор покритиковал и концентрический принцип изучения, когда к одному и тому же периоду прошлого в школе возвращаются несколько раз:
– То, что раньше ученики осваивали за семь лет, сегодня предлагается усвоить за пять, а потом повторить на углубленном уровне в 10-11-х классах. Пугает в таком решении прежде всего несовпадение возрастных и психологических возможностей ребят, – считает Торкунов. Особый диссонанс ректор видит при изучении истории ХХ века в 9-м классе. Он уверен, что 14-летнему подростку с его жизненным опытом и образовательными возможностями трудно понять на столь серьезном уровне процессы, которые протекали в стране в период революции, Гражданской войны. Это ведет к упрощенным схемам восприятия прошлого. При этом и дети, и учитель не имеют возможности опереться на межпредметные связи, ведь литературный ХХ век изучают в выпускном классе.
Идею отдать приоритет в написании школьных учебников учителям и другим специалистам поддержал и директор Института всеобщей истории РАН, академик РАН Александр Чубарьян. А академия наук будет помогать, пообещал он.
Trackback from your site.