Проект Резолюции Съезда

Written by Admin on . Posted in Без рубрики

Публикуем проект Резолюции IV Съезда Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания», прошедшего 4 октября 2021 года.

ПРОЕКТ Резолюции

IV Съезда Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания»

4 октября 2021 года

История и обществознание – предметы, традиционно формирующие мировоззрение личности, и потому занимающие особое место в российской системе образования. История в данном контексте формирует представления о прошлом нашей страны, обществознание – системные научные взгляды на социум.

За время своего существования Ассоциация учителей истории и обществознания внесла значительный вклад в совершенствование системы преподавания истории в школе. Принятый при ее активном участии Историко-культурный стандарт стал значительным прорывом в системе тематического наполнения и унификации системы школьного преподавания истории России. Впервые в общероссийских стандартах образования были подняты такие важные для учителя вопросы как преподавание «трудных вопросов» Отечественной истории, синхронизация региональной и общероссийской истории, формирование перечня дат, событий и персоналий в школьном курсе истории. Регулярное проведение мероприятий межрегионального и общероссийского масштаба (Всероссийские совещания учителей истории, Всероссийские конкурсы «История в школе: традиции и новации») позволяют профессиональному учительскому сообществу принимать участие в обсуждении перспектив и направлений развития системы школьного исторического образования, совершенствовать свой опыт и способствовать росту качества преподавания истории в школах разных регионов России. Опыт работы Ассоциации в этих направлениях способствует и ее внутреннему совершенствованию, укреплению связей и взаимодействия между ее региональными отделениями, расширению сферы ее активности, росту количества проводимых ею мероприятий.

Положительной стороной сложившейся системы преподавания истории и обществознания является высокий уровень квалификации преподавателей, современные учебно-методические комплекты, совершенствование нормативного регулирования нормативное регулирование образовательного процесса. В тоже время существуют проблемы, осложняющие достижение целей историко-обществоведческого образования и снижающие интерес учащихся к предметам.

Ассоциация учителей истории и обществознания признаёт необходимость решения ряда проблем в российском школьном историческом и обществоведческом образовании и вносит предложения, направленные на их решение.

1)    Проблема недостаточной согласованности основных нормативных и методических документов, регламентирующих профессиональную деятельность учителя истории (ФГОС ООО и СОО, предметные концепции, проекты примерных рабочих программ по истории и по обществознанию, универсальные кодификаторы для процедур оценки качества образования), действующих УМК и контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Предложения: 

  1. Привести в соответствие с ФГОС ООО и СОО (после его принятия) все учебно-методические и контрольно-измерительные материалы по обществоведческим дисциплинам (примерные рабочие программы, универсальные кодификаторы, УМК, КИМ ЕГЭ, ОГЭ и ВПР).
  2. Ясно и недвусмысленно закрепить на уровне нормативных документов понимание истории как единого предмета и усилить в его содержании связь российской, всеобщей и региональной истории.
  3. Обеспечить преемственность программ по истории и по обществознанию в школе и в организациях среднего профессионального образования.
  4. Региональным отделениям Ассоциации необходимо активно участвовать в публичном обсуждении проектов нормативных и методических документов, инициируемых Министерством просвещения, Российским историческим обществом, руководящими органами Ассоциации.

 

2) Проблема дисбаланса между растущим объемом содержания общественно-научных предметов и ограниченным количеством времени на их изучение в школе.

Предложения: 

  1.   Поддержать разработку и внедрение федеральных примерных рабочих программ по истории и по обществознанию, поскольку они избавят учителей от излишней бумажной работы и будут способствовать достижению всеми школьниками образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. При этом необходимо сохранить за образовательными организациями реальное право разрабатывать собственные рабочие программы в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ», ФГОС, учебными планами образовательных организаций, варьируя, в частности, тематическое планирование и распределение количества часов по учебным темам.
  2. В Примерных рабочих программах по истории и по обществознанию четко разграничить основные (обязательные для глубокого изучения и подлежащие проверке в рамках внутришкольных, региональных и федеральных диагностических процедур) и дополнительные дидактические единицы (обязательные для изучения, но не подлежащие обязательной проверке в процессе обучения, но разрешенные для включения в КИМ ЕГЭ для заданий повышенного и высокого уровней сложности). Привести универсальные кодификаторы ФИПИ в соответствие с усовершенствованными примерными рабочими программами.
  3. Рекомендовать ФИПИ усилить ориентацию заданий ЕГЭ прежде всего по истории, но и по обществознанию, на проверку предметных умений и универсальных компетенций, привести содержание заданий и критериев оценивания в соответствие с содержанием учебников, включенных в Федеральный перечень.
  4. Вернуть в учебный план 3 часа истории в неделю в 9 классе (в т.ч. при 5-дневной учебной неделе), особенно в связи с предстоящим включением модуля “Введение в новейшую историю России”.
  5. Поддержать создание единой цифровой платформы, содержащей банк лучших учительских практик уроков, мастер-классов. внеурочных мероприятий по истории и обществознанию, качественный контент для создания педагогами собственных учебных материалов по истории и обществознанию (документы, карты, иллюстрации, схемы, видео- и аудиофайлы и т.п.), например, на базе проекта “РИО. Компас”.
  6. Расширить преподавание обществознания до 2-х часов в неделю 6-9 классах. Восстановить преподавание обществознания с 5 класса.

 

3) Проблема недостаточного внимания к изучению региональной и локальной истории в ряде регионов России.

Предложения: 

  1.   Признать необходимость обязательного изучения региональной и локальной истории в школах Российской Федерации, при этом сохранить за образовательными организациями право реализовывать изучение региональной истории на основе общих подходов, но с учетом своих особенностей и сложившихся традиций.
  2. В рамках сотрудничества Ассоциации учителей истории и обществознания с Российским историческим обществом активизировать работу по созданию учебников и цифровых образовательных ресурсов по региональной истории, в том числе посредством грантовой поддержки авторских коллективов.
  3. Предложить региональным отделениям ассоциации в сотрудничестве с региональными отделениями Российского исторического общества разработать перечень дидактических единиц по региональной истории, обязательных к изучению при реализации образовательных программ и программ воспитания (в части внеурочной деятельности) в школах данного региона, при необходимости разработать сформулировать Концепцию изучения региональной истории.

 

4) Проблема модернизации системы повышения квалификации по предмету и процедур аттестации учителей истории и обществознания.

Предложения: 

  1. Организовать обобщение уже имеющегося передового педагогического опыта для комплексного обновления системы преподавания на уровне общего образования.
  2. Организовать на базе центров “Сириус”, “Артек”, “Океан” и т.д. программы повышения квалификации для учителей истории и обществознания на основе интерактивных образовательных технологий, в очном и дистанционном форматах.
  3. Убрать из аттестационных процедур для учителей показатель “средний балл ЕГЭ по предмету”, поскольку история и обществознание являются экзаменами по выбору, и их результаты зависят не только от работы учителя.
  4. Создать для учителей систему выделения грантов на обучение/повышение квалификации, в исследовательских центрах/институтах, учреждениях высшего образования и  дополнительного  образования.

 

 

5) Развитие взаимодействия в рамках Ассоциации учителей истории и обществознания.

Предложения: 

  1. В перспективе Ассоциация учителей истории и обществознания предлагает осуществить силами всех заинтересованных сторон разработку единой «Концепции исторического образования школьников России», интегрировав в нее вопросы изучения истории России, ключевые идеи имеющихся и планируемых концепций преподавания истории России, всеобщей и региональной истории, программ  духовно-нравственного развития и воспитания школьников, программы воспитания и др. Данная концепция призвана определить перспективы развития школьного исторического образования и просвещения в России в ближайшие десятилетия, обусловленные реалиями XXI века, мировыми трендами развития науки и образования, национальными целями развития России.
  2. Для конструктивного решения названных проблем провести совещание руководителей региональных отделений Ассоциации с участием представителей Министерства просвещения, Федерального института педагогических измерений, Российского исторического общества Фонда “Талант и успех”, других структур, заинтересованных в повышении качества школьного гуманитарного образования.
  3. Сделать рабочие совещания с участием руководителей региональных отделений Ассоциации регулярными (1 раз в три месяца).

 

Trackback from your site.


темы wordpress