Резолюция Третьего Всероссийского Съезда учителей истории и обществознания
РЕЗОЛЮЦИЯ
Третьего Всероссийского Съезда учителей истории и обществознания
г. Москва 6 апреля 2016 г.
Третий Всероссийский Съезд учителей истории и обществознания, проходивший 5 – 6 апреля 2016 г. в Москве, в здании Президиума РАН, созванный по инициативе Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания», при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Института всеобщей истории Российской академии наук, Ассоциации содействия развитию академической науки и образования «Институт перспективных исторических исследований» и по программе благотворительного целевого пожертвования ОАО «АК «Транснефть», стал представительной дискуссионной площадкой, на которой рассматривалось состояние и перспективы школьного исторического образования в России.
На Съезд прибыло более 600 делегатов из 79 субъектов Российской Федерации. Участниками Съезда явились учителя истории и обществознания российских образовательных учреждений в системе общего среднего образования, преподаватели исторических факультетов ведущих ВУЗов России, научные сотрудники исследовательских институтов РАН и РАО, представители органов управления образованием, СМИ.
С приветствием к участникам Съезда обратился Президент Российской Федерации В.В. Путин. На открытии Съезда выступили Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Российского исторического общества С.Е. Нарышкин, а также Министр образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанов и другие почетные гости. В рамках пленарного заседания Съезда было заслушано 13 докладов. По окончании пленарного заседания работу Съезда продолжили 4 секции, 2 круглых стола, а также форум молодых учителей истории.
Участники Съезда поддержали реализуемую программу совершенствования преподавания Истории в российской средней школе и достигнутые в последние годы результаты. Было подчеркнуто принципиальное значение исторического образования для воспитания молодого поколения в духе патриотизма и гражданственности, для усвоения основ российской идентичности, понимания роли и места России в истории мировой цивилизации и культуры.
Основное внимание было обращено на подведение первых итогов преподавания отечественной истории на основе Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории и утвержденных линеек учебников по истории России.
Особый интерес участников Съезда вызвал обмен мнениями в отношении преподавания «трудных вопросов», определенных в новом Историко-культурном стандарте по Отечественной истории.
В ходе Съезда была обсуждена специфика преподавания региональной истории в российских школах.
На Съезде обсуждался в широком контексте вопрос о популяризации исторического знания, об «истории для всех», направлении, развиваемом в современной мировой исторической науке.
Участники Съезда анализировали проблему перехода от концентрической к линейной системе преподавания истории и обществознания в школе, совершенствовании системы ЕГЭ по истории.
Участники Съезда отметили необходимость тесного сотрудничества с органами исполнительной власти Российской Федерации для успешной реализации поставленных задач в сфере реформирования преподавания истории в школе и популяризации исторической науки в России XXI века.
Съезд исходит из того, что историческое образование является:
- важным компонентом интеллектуального, духовного и мировоззренческого развития личности;
- источником воспитания патриотизма, уважения к прошлому своей Родины и ее вкладу в развитие мирового исторического процесса;
- побуждающим фактором гражданской активности и формирования правового сознания индивида, ключевым элементом строительства гражданского общества;
- инструментом развития толерантной среды в межкультурной коммуникации;
- ключом к пониманию уникального для мировой истории феномена развития России как крупнейшей многонациональной и поликонфессиональной страны в мире;
- фундаментальной основой для эффективного поиска ответов на вызовы современности.
Съезд высказался за активизацию деятельности Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания» по следующим направлениям:
- активное участие Ассоциации в обсуждении стратегических проблем исторического образования;
- участие Ассоциации в проведении общественного мониторинга состояния исторического образования в стране;
- участие Ассоциации в разработке и принятии образовательных программ и образовательных стандартов, подготовке учебно-методических материалов.
Съезд считает необходимым:
- установить нормативно-правовое регулирование действия Историко-культурного стандарта по Отечественной истории в общеобразовательном процессе;
- совершенствовать преподавание курса Отечественной истории в средних общеобразовательных школах по новым линейкам учебников по истории России, подготовленным на основании утвержденной Концепции преподавания Отечественной истории с учетом необходимых правок, предлагаемых на Съезде членами Ассоциации учителей истории и обществознания и размещенных на сайте Ассоциации;
- при использовании старых учебников руководствоваться научно-методическими положениями, изложенными в утвержденной Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории, размещенной на интернет-портале Российского исторического общества и Ассоциации учителей истории и обществознания;
- по окончании Съезда провести в сети Интернет открытую дискуссию с целью совершенствования подготовленного Проекта Концепции нового учебно-методического комплекса по Всеобщей истории, размещенного на сайте Ассоциации учителей истории и обществознания;
- провести по завершении дискуссии специальное совещание ученых-историков, школьных учителей истории и методистов для утверждения Концепции нового учебно-методического комплекса по Всеобщей истории, на основании которой могут быть подготовлены новые учебники по Всеобщей истории для средней общеобразовательной школы;
- начать работу по подготовке Концепции нового учебно-методического комплекса по Обществознанию;
- рассмотреть вопрос об увеличении количества часов для преподавания курсов Отечественной и Всеобщей истории в школе;
- продолжить работу по повышению квалификации учителей истории и обществознания, в частности по направлению Историко-культурного стандарта по истории России и Всеобщей истории;
- войти членам Ассоциации учителей истории и обществознания в сотрудничество с Научно-методическими советами по истории и обществознанию ФГБНУ «ФИПИ», Федеральной комиссией по разработке контрольных измерительных материалов по истории и обществознанию;
Съезд констатировал важную роль учителя в процессе проводимых реформ школьного исторического образования и поставил вопрос о необходимости совершенствования педагогического исторического образования
В результате работы Секций, были внесены следующие предложения:
Секция I. Проблемы введения и апробации новой линейки школьных учебников по Отечественной истории.
Доработать концепцию Всеобщей истории и подготовить изменения в обновляемую Примерную основную образовательную программу среднего общего образования по истории с целью синхронизации курсов Отечественной и Всеобщей истории.
В ближайшее время после завершения Съезда провести совещание представителей академической среды, преподавателей истории России из российских высших учебных заведений и средних общеобразовательных учреждений, а также методистов по разработке системного курса «История» для 11 класса. В основу разработки проекта положить следующие критерии: а) сравнительно-исторический характер курса «История»; б) формирование у учащихся представления о месте и роли Истории в системе научных дисциплин; в) овладение системными историческими знаниями и формирование у учащихся представления об историографии, принципах работы с историческим источником и навыках самостоятельного анализа исторических документов; г) понимание истории народов России и культурного многообразия страны; д) осмысление учащимися места и роли России в мировой истории.
Секция II. История регионов Российской Федерации: проблемы преподавания, преимущества и перспективы.
В курсе Отечественной истории в российских средних общеобразовательных учреждениях преподавать историю России как крупнейшей многонациональной, поликультурной и поликонфессиональной страны, делая акцент на положительном опыте взаимодействия культур и религий, созидательном характере политических, экономических, социальных и культурных связей между народами Российского государства.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории вести преподавание региональной истории в тесной связи с общероссийской историей, раскрывая сложные процессы из истории единого Российского государства на понятных и близких школьникам примерах из истории родного края.
Ввести региональный компонент в форме истории различных народов Российского государства в новый учебник по курсу «История» для 11 класса.
Создать при Минобрнауки России Комиссию по регионоведению для выработки единых подходов создания Учебно-методического комплекса по регионоведению и установить нормативно-правовое регулирование введения курса региональной истории в школе.
Преподавание региональной истории должно содействовать укреплению общероссийской гражданской идентичности у школьников, ознакомлению с особенностями культурно-исторического развития отдельных народов, связанных общей идеей единого Российского государства.
Секция III. Инструменты и методы популяризации истории в школе.
В условиях развития сети Интернет и компьютерных технологий, внедрения мультимедийных приложений использовать этот фактор в пользу повышения интереса школьников к изучению Отечественной истории.
Ходатайствовать перед Министерством образования и науки Российской Федерации о поддержке разработки новых мультимедийных продуктов (образовательные программы, электронные учебники, мультимедийные выставки) для комплектования ими российских средних общеобразовательных учреждений.
Целесообразным является разработка профессиональным сообществом ученых и учителей истории мультимедийного проекта «час Истории», в рамках которого может быть снят цикл передач по важным темам из школьной программы по Отечественной истории. Передачи этого цикла могут быть размещены на интернет-портале Российского исторического общества, Ассоциации учителей истории и обществознания, а также могут транслироваться на федеральном телеканале «Культура».
Секция IV. Трудные вопросы отечественной истории: методы преподавания и новые подходы в науке.
Учителям истории принять к использованию подготовленные Ассоциацией учителей истории и обществознания научно-методические модули по трудным вопросам Отечественной истории, определенным в Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории.
Ходатайствовать перед Министерством образования и науки Российской Федерации о финансовой поддержке завершения проекта подготовки научно-методических модулей по оставшимся неосвещенными трудным вопросам Отечественной истории, определенным в Концепции преподавания Отечественной истории. Ответственным за реализацию проекта назначить Ассоциацию учителей истории и обществознания.
Круглый стол. «Актуальные проблемы преподавания Обществознания».
Обратить основное внимание на проблемы формирования понятия «российская идентичность», формирования гражданского общества, изучение прав и обязанностей гражданина, основных положений Конституции Российской Федерации.
Круглый стол. «Портрет учителя истории».
Содействовать повышению государственного и социального статуса учителя Истории и Обществознания, улучшению условий его труда и повышению заработной платы, облегчению системы отчетности.
Trackback from your site.