Давайте понимать друг друга с полуслова…»: Об итогах конференции «Культура мира и согласия как основа консолидации российского общества»
Июньские конференции педагогов Свердловской области проводятся по инициативе Ассоциации преподавателей права Свердловской области с 2010 г. при поддержке Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, исторического факультета УрФУ, юридического факультета Гуманитарного университета и др. С 2013 г. поддержку конференции оказывают Законодательное Собрание Свердловской области и министерство образования Свердловской области.
26 июня 2015 г. на базе Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина состоялась научно-практическая педагогическая конференция «Культура мира и согласия как основа консолидации российского общества», в которой приняли участие 134 человека, представлявшие 17 территорий Свердловской области. В обсуждении актуальных проблем современной России и российского образования участвовали представители Артинского, Асбестовского, Ачитского, Березовского, Горноуральского, Ирбитского, Каменского, Карпинского, Новоуральского, Первоуральского, Полевского, Режевского, Талицкого, Шалинского городских округов, Алапаевского муниципального образования, гг. Екатеринбурга, Нижнего Тагила.
Тематика конференции определялась актуальностью проблемы дезинтеграции российского общества по этнонациональным, конфессиональным, субкультурным, социально-статустным, межпоколенным и другим основаниям, что создает угрозу национальной безопасности страны и требует объединённых усилий властных структур, общественных организаций, педагогического сообщества, СМИ и других социальных институтов и общностей по воспитанию граждан, готовых к защите национальных интересов страны в политической, экономической, культурной, военной и других сферах.
Самое активное участие в конференции приняли специалисты Аппарата уполномоченного по правам человека в Свердловской области, министерства общего и профессионального образования Свердловской области, управлений образования Кировского, Верх-Исетского районов г. Екатеринбурга, Уральского центра медиации, директора общеобразовательных учреждений и заместители директоров по воспитательной, учебно-воспитательной работе, правовому регулированию, учителя историко-обществоведческих дисциплин, русского языка и литературы, МХК, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, педагоги-организаторы, социальные педагоги, методисты, научные сотрудники музеев, преподаватели средних специальных (Екатеринбургский политехникум, СОПК, СОМЭПК, УрЖТ), магистранты, аспиранты, преподаватели высших учебных заведений (Гуманитарный университет, Московский институт предпринимательства и права (филиал), РГППУ, УрГПУ, УрГЮУ, УрФУ). В целом в конференции приняли участие 5 докторов наук и 17 кандидатов наук, что не могло не сказаться на качестве и результативности научно-практического педагогического собрания.
По сложившейся традиции конференция открывалась песней-эпиграфом, созвучной тематике педагогического форума. Это была «Давайте восклицать!» Б. Окуджавы, исполненная председателем Ассоциации преподавателей права Свердловской области И.С. Огоновской. Именно в этом произведении нашлись строки, созвучные настроению собравшихся в зале участников: «Давайте говорить друг другу компмплименты… Давайте понимать друг друга с полуслова… Давайте говорить и плакать откровенно… Давайте жить во всем другу другу потакая…».
С приветственными словами к участникам конференции обратились первый проректор УрФУ Д.В. Бугров, подчеркнувший особую миссию педагогического сообщества в развитии культуры мира и согласия; директор департамента «Исторический факультет» УрФУ В.А. Бабинцев, поднявший проблему европейского мультикультурализма и отметивший необходимость извлечения уроков из этой модели построения поликультурного общества; начальник отдела дошкольного, общего и дополнительного образования министерства общего и профессионального образования Свердловской области А.В. Соложнин, акцентировавший внимание участников конференции на востребованности культуры мира и согласия в образовательных учреждениях, актуальности созданиях в них служб примирения; председатель Свердловского отделения Российской ассоциации политической науки С.И. Глушкова, подчеркнувшая, как важны в настоящее время принципы гуманизма, лежащие в основе культуры мира и согласия, как необходимо всему педагогическому сообществу обучать школьников и студентов защите прав человека.
С приветственными словами и пленарными докладами перед собравшимися выступили Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Т.Г. Мерзлякова, доктор культурологии, зав. кафедрой культурологии УрГПУ И.Я. Мурзина, директор Уральского центра медиации О.П. Махнёва.
Т.Г. Мерзлякова обратилась к положительному опыту межнациональных и интернациональных отношений советского времени, отметив огромную созидательную роль принципа интернационализма, предполагающего дружбу и сотрудничество между нациями и народами. Уполномоченный по правам человека привела множество примеров прошлых лет, когда советские люди всем миром строили города, ГЭС, нефтепроводы, железные дороги (к примеру, БАМ), помогали восстанавливать Ташкент и Спитак после землетрясений разных лет и др. Было отмечено и то, что жившие в Советском Союзе люди были интернационалистами в самом хорошем смысле этого слова. С горечью говорила Т.Г. Мерзлякова о том, что на карте России, в том числе и на Урале, появились точки межнациональной напряжённости; привела пример посёлка Сагры, в котором возник острый межнациональный конфликт. Своё выступление Татьяна Георгиевна закончила словами о вере в то, что общими усилиями власти, общества, отдельных личностей мы не должны допустить межнациональной, межконфессиональной розни в нашем регионе и стране в целом.
В докладе И.Я. Мурзиной говорилось о том, что именно культура является ключом к пониманию современного мира; что культура – это не только ценностно-нормативное ядро человеческого существования, но и собственно опыт жизни человека в мире; что в современном глобализирующемся мире действуют две противоположные тенденции: всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации и, одновременно с этим, желания народов и этносов сохранить собственную «самость» и уникальность. Известный уральский культуролог отметила, что уральцы имеют большой опыт межкультурного взаимодействия на уровне повседневных практик, который является условием преодоления конфликтов в поликультурной и поликонфессиональной среде; подчеркнула, что базовыми принципами культуры мира и согласия являются равноправие вне зависимости от этнической, языковой, религиозной и социальной принадлежности; ответственность за развитие региона и страны в целом; признание единства множественности (личностное, этническое, конфессиональное, региональное).
В докладе О.П. Махнёвой была поднята проблема интолерантности в образовательных учреждениях, отсутствия у педагогов и детей опыта разрешения конфликтов в образовательной среде. Директор уральского центра медиации говорила о необходимости защиты прав детей и создании условий для формирования окружающего их безопасного пространства. Одним из инструментов решения поставленной цели она назвала обучение субъектов образовательного процесса мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций, а также их предупреждению и профилактике.
Общим рефреном выступлений всех докладчиков звучала мысль о том, что задача современного образования – искать пути формирования культуры мира и согласия, опираясь на исторический опыт и российской, и региональной культуры. Пленарные доклады конференции послужили основанием для последующих обсуждений в секциях.
Участники первой секции конференции, а их было 34 человека, обсуждали проблему «Гражданское общество и реализация прав человека как средство решения проблем дезинтеграции российского общества». В качестве модераторов секции выступили доктор философских наук, профессор РГППУ Л.М. Андрюхина, доктор политических наук, профессор Гуманитарного университета С.И. Глушкова, кандидат педагогических наук, доцент РГППУ М.В. Снегирёва.
Профессор РГППУ Л.М. Андрюхина актуализировала труды педагога XVII в. Яна Амоса Коменского, считавшего, что всеобщее человеческое воспитание – неотъемлемое право человека, что весь мир – школа, а человека нужно совершенствовать всю жизнь. До настоящего времени актуально мнение этого выдающегося педагога о том, что подлинная культура – это всегда культура мира, культура согласия, а самого Коменского можно назвать наставником мира, к трудам которого полезно обращаться современным педагогам.
Профессор УрГПУ С.Т. Погорелов, анализируя сегодняшнее состояние российского общества, подчеркнул, что его спасение в гражданственности, основанной на духовно-нравственном развитии и взаимодействии поколений. Доцент УрФУ Р.Л. Исхаков акцентировал внимание участников конференции на проблеме разобщённости народов России, рассказал об утратах, понесённых башкирским народом в разные периоды своей истории. Он подчеркнул трудность и необходимость совместного житья на одной земле, когда мирно должны сосуществовать разные этносы.
Проблема взаимодействия различных народов была поднята и учителем истории гимназии № 5 г. Березовского А.Б. Гуляевым, который говорил о положительном и негативном опыте взаимодействия жителей малого города и мигрантов. Он осветил интересный опыт работы образовательных учреждений г. Березовского в этом направлении, подчеркнув, что появление мигрантов в городе дестабилизирует местное сообщество, но реальная жизнь заставляет искать пути решения указанной проблемы путём поиска компромиссов, точек соприкосновения жителей города и мигрантов. Продолжением темы стало выступление учителя истории и обществознания школы № 149 г. Екатеринбурга Д.А. Мосина. Он поднял проблему интеграции детей мигрантов в культурное пространство России (в школе № 149 учатся дети 11-ти национальностей, 70 % мигранты, в каждом классе есть только 3-4 русских ребёнка). Учитель подчеркнул, что в этих условиях необходимо прежде всего учитывать особенности детской психологии, прилагать максимум усилий всех педагогов, родителей и самих детей для создания атмосферы доверия в полинациональном школьном коллективе.
Учитель истории и обществознания СУНЦ УрФУ Л.А. Цалковская поделилась опытом организации работы лицейского политклуба, особо отметив актуальность формирования и развития у лицеистов навыков критического мышления, умения слушать, слышать и понимать точку зрения другого человека. Учитель физики СУНЦ УрФУ И.А. Членова подняла проблему коллективной ответственности власти и общества за экологическое состояние России, проиллюстрировав своё выступление примерами из отечественной истории (деятельность ПО «Маяк», размещение ядерных отходов на Южном Урале.). Педагог акцентировала внимание слушателей на актуальности полилога власти, общественных структур, ученого сообщества в вопросах, касающихся жизни и здоровья россиян.
Самое активное участие в обсуждении тематики конференции приняли Е.А. Аликина, Е.М. Пермякова (школа № 200, г. Екатеринбург), А.В. Сычёва (школа № 90, Шалинский ГО), Ю.Г. Чергинец (школа № 95, г. Екатеринбург) и многие другие.
Во второй секции, участниками которой стали 29 человек, рассматривалась проблема «Российская история и историческое образование в России в контексте культуры мира и согласия». Модераторами секции были доктор педагогических наук, профессор УрФУ М.Н. Дудина, кандидаты исторических наук, доценты Л.Я. Баранова (УрФУ), Т.Г. Мосунова (УрГПУ).
С основным докладом выступила доцент СУНЦ УрФУ И.С. Огоновская, обратившаяся к теме «Историческое образование как идеологический, политический и педагогический инструмент». Докладчик отметила, что историческое образование появилось в России в XVIII в. и с тех пор является одним из важнейших инструментов, используемых прежде всего властью и обществом для решения государственных и общественных задач. Докладчик подчеркнула, что в современных условиях роль исторического образования значительно повысилась, так как именно оно позволяет представителям разных поколений понимать прошлое, оценивать настоящее и консолидироваться во имя будущего. Вместе с тем педагог подчеркнула, что историческое образование может быть объединяющей россиян силой только в том случае, если будет освобождено от стереотипов, мифов и политической коньюнктуры, однозначных оценок, исторических обид и претензий, необъективности в освещении истории отдельных регионов.
Профессор УрФУ М.Н. Дудина актуализировала проблему педагогических смыслов исторического образования, обратилась к педагогам с призывом не стоять на месте, совершенствоваться в методологическом и методическом плане, развивать в школьниках критериальное и рефлексивное мышление, учить детей высказывать собственное аргументированное мнение.
Доцент УрФУ Л.Я. Баранова остановилась на проблеме воспитания толерантности и политкорректности в процессе преподавания истории России в вузе. Она отметила, что этому способствует изучение процесса формирования и развития Российской империи на основе новых методологических подходов и новых методов (к примеру, сквозного изучения
проблемы с XVI по XX вв.). Рассмотрение межнациональных, межконфессиальных, мультикультурных отношений между народами Российской империи и Советского Союза позволяет, по мнению докладчика, видеть причины сложностей в современной исторической обстановке, объяснять их и делать выводы о возможностях мира и согласия между народами в составе Российской Федерации.
Учитель истории и обществознания школы № 54 г. Новоуральска А.Л. Самойлова поделилась опытом организации творческо-поисковой деятельности учащихся, отметила важность изучения семейной истории, которая позволяет избегать межпоколенных конфликтов, рассказала об итогах реализации проекта «Не вспоминать, а помнить». Учитель истории лицея № 130 г. Екатеринбурга Н.Н. Викторова подчеркнула важность изучения региональной истории, ведь каждому региону есть чем гордиться; поведала о своих впечатлениях после поездки в Крым, акцентировала внимание коллег на необходимости формирования эмоционального отношения обучающихся к прошлому. Выпускница магистратуры Свято-Филаретовского православно-христианского института (г. Москва) Е.Г. Парфёнова рассказала об опыте использования внеучебных форм исторического образования в Свято-Екатерининском малом православном братстве; учитель истории гимназии во имя Святых Царственных Страстотерпцев г. Екатеринбурга А.С. Ханнанова поделилась опытом организации экскурсионной деятельности обучающихся, которая рассматривается педагогом как средство воспитания ответственных и любящих свой край граждан.
Директор школы № 13 с. Черемисское Режевского городского округа А.Е. Копалов поднял проблему формирования исторического сознания не только детей, но и взрослых, представил собственный опыт работы с населением села и округа посредством СМИ, публичных выступлений на историческую тему. Он отметил также необходимость профессионального роста педагогов, многие из которых остаются «образованцами», не стремятся к самосовершенствованию, живут «старым багажом».
О важности исторического сознания обучающихся говорила учитель истории и обществознания гимназии № 174 г. Екатеринбурга В.А. Маспанина, поднявшая проблему рисков исторического образования, результатом которого может стать как чувство национальной гордости, так и национализм в его негативном значении. Развитие этой темы продолжила учитель истории и обществознания школы № 54 г. Новоуральска И.А. Федотова, поделившаяся опытом реализации школьного проекта «Урал многонациональный» и сделавшая вывод о том, что «под лежачий камень вода не течёт», и только систематическая работа в данном направлении может привести к реальным результатам — воспитанию толерантной и граждански активной личности.
В работе третьей секции «Технологии примирения и опыт их применения в образовательных учреждениях» приняли участие 37 человек, в том числе модераторы: начальник отдела охраны прав детей и комплексной безопасности в системе образования министерства общего и профессионального образования Свердловской области В.Л. Баженова, консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Свердловской области А.В. Загайнов, директор АНО «Уральский центр медиации» О.П. Махнёва. 11 участников конференции выступили с сообщениями по заявленной тематике. Наиболее значимыми, по оценке слушателей и с точки зрения практического применения, были сообщения представителей пилотных площадок, которые поделились первым практическим опытом по созданию школьных служб примирения.
С большим интересом были заслушаны выступления главного специалиста отдела образования Кировского района г. Екатеринбурга Е.А. Казаковой, поделившейся опытом подготовки и обучения техникам медиации ребят-старшеклассников во время проведения профильной смены в детском оздоровительном лагере летом 2014 года; заведующей отделом социально-педагогической работы Свердловского областного педагогического колледжа Е.И. Долгих, рассказавшей о возможностях применения техник медиации в учреждениях среднего профессионального образования и о первых шагах и планах обучения техникам медиации студентов колледжа – будущих педагогов начальной школы; директора специальной школы-интерната № 17 г. Екатеринбурга М.М. Ицковича, ярко и образно представившего результаты практики применения медиативных технологий в решении проблем школьного коллектива, а также предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций с участниками образовательного процесса.
Представители гимназии № 5 г. Березовского — методист Е.Ю. Вахмистрова и педагог-психолог И.Л. Фишер — поделились опытом обучения старшеклассников технологиям медиации и их взаимодействия с учащимися младшей и средней школы; педагоги школы № 2 г. Карпинска — педагог-психолог Н.А. Королёва и педагог-организатор Ю.Е. Матис — рассказали о первых шагах становления школьной службы примирения в своей школе.
Крайне важными и интересными с технологической и методической точек зрения были выступления начальника отдела охраны прав детей и комплексной безопасности в системе образования министерства общего и профессионального образования Свердловской области В.Л. Баженовой, медиатора Центра медиации, старшего преподавателя кафедры гражданского права УрГЮУ Ю.Н. Васёвой, юриста-медиатора Уральского центра медиации А.В. Талалаевой, доцента кафедры образовательного права, Института социологии и права Российского государственного профессионально-педагогического университета, кандидата юридических наук М.В. Ожигановой.
В процессе обсуждения прослушанных сообщений со стороны участников секции неоднократно звучали пожелания ознакомиться с конкретными практическими наработками и иметь возможность в реальном времени обсуждать свои успехи и неудачи. Именно поэтому участниками конференции было высказано предложение Уральскому центру медиации организовать в новом учебном году ежемесячное консультирование в форме онлайн-конференций.
Работа всех секций была признана плодотворной, хотя не всем желающим хватило времени для выступлений. В связи с этим поступило предложение в следующий раз в отдельную секцию выделить участников конференции, желающих представить собственный педагогический опыт, а обсуждение ключевых проблем конференции проводить в виде круглых столов.
По окончании секционных заседаний профессор УрФУ Б.Б. Овчинникова познакомила участников конференции с выставкой «Истфак УрГУ в годы Великой Отечественной войны», поделившись опытом поиска и обработки документов, сбора вещественных экспонатов, оформлением экспозиции.
Большинство участников конференции высоко оценили её результаты. Как отмечает доцент РГППУ М.В. Снегирёва, «наша конференция позволила встретиться и обменяться мнениями десяткам учёных и педагогов, помогла по-новому взглянуть на актуальные для современной России проблемы, найти ответы на возникшие вопросы. Она, несомненно, полезна для уральского педагогического сообщества».
Резолюция научно-практической педагогической конференции
«Культура мира и согласия
как основа консолидации российского общества»
(г. Екатеринбург, 26 июня 2015 г.)
Участники конференции «Культура мира и согласия как основа консолидации российского общества» отмечают, что в современном российском обществе наблюдаются признаки дезинтеграции по этнонациональным, конфессиональным, субкультурным, социально-статустным, межпоколенным и другим основаниям, что создает угрозу национальной безопасности страны и требует объединённых усилий властных структур, общественных организаций, педагогического сообщества, СМИ и других социальных институтов и общностей по воспитанию граждан, готовых к защите национальных интересов страны в политической, экономической, культурной, военной и других сферах.
По мнению педагогического сообщества, принявшего участие в конференции, консолидации российского общества могут способствовать целенаправленные действия по развитию культуры мира и согласия субъектов образовательного процесса, формированию ценностного отношения к историческому прошлому страны, распространению правовых знаний среди педагогов, родителей и обучающихся, развитию навыков позитивной коммуникации. Для решения данных задач педагогическому сообществу необходимо:
1) создавать условия для развития культуры мира и согласия между субъектами образовательного процесса; исключить из педагогической практики методы, унижающие человеческое достоинство;
2) на системных основаниях проводить работу по развитию правовой культуры детей, родителей и педагогов;
3) значительно повысить статус гуманитарного образования, прежде всего историко-обществоведческого, способствующего пониманию реалий и проблем современного российского общества и развитию гражданской ответственности личности за настоящее и будущее страны;
4) предлагать обучающимся на выбор и максимально сохранять в учебном плане элективные курсы историко-краеведческой, гражданско-правовой направленности, дополнять основные гуманитарные курсы материалами ураловедческой направленности;
5) использовать традиционные и инновационные формы включения обучающихся в процессы межэтнического, межконфессионального, межпоколенного, межкультурного взаимодействия;
6) развивать навыки критического, рефлексивного мышления;
7) активно вовлекать обучающихся в разработку и реализацию проектов социальной направленности, волонтёрское движение, деятельность общественных организаций;
8) использовать современные технологии межличностной коммуникации, создавать и развивать в образовательных учреждениях службы медиации, призванные способствовать мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций, а также их предупреждению и профилактике;
9) выстроить систему тесного взаимодействия образовательных учреждений с АНО «Уральский центр медиации», центрами медиации УрГЮУ, Гуманитарного университета и др.;
10) повышать уровень политической грамотности педагогов, поддерживать творческие, социально-полезные, культурно-ориентированные, гражданско-правовые педагогические проекты;
11) активизировать сотрудничество со СМИ, чаще использовать публичные встречи с населением в целом, родителями, обучающимися для бесед на актуальные в мировом сообществе и современной России темы.
Материалы подготовили:
А.В. Загайнов
Т.Г. Мосунова
И.С. Огоновская
М.В. Снегирёва
Фото А.И. Огоновской
Trackback from your site.