История по стандарту. Видео пресс-конференции “Новые учебники истории. Итоги экспертизы”, в которой принял участие Александр Чубарьян
В ходе пресс-конференции участники отметили, что выбор школьных учебников по истории нового образца был не из легких. На конкурс было подано 8 линеек (учебники с 6-го по 10-й класс) от различных издательств: три линейки от издательства “Просвещение”, две линейки от издательства “Дрофа”, одна линейка от издательства “Русское слово”, одна линейка издательства “Винтана-граф” и одна линейка для коррекционной школы издательства “Владис”. Помимо профессиональных объединений в конкурсе могли принимать участие и самостоятельные авторы, но таковых не нашлось. Эксперты обосновывают это тем, что написать линейку школьных учебников – достаточно большая работа, требующая финансовых возможностей, которые отдельному автору не всегда доступны.
– Всего мы рассмотрели 38 учебников. Из предложенных восьми линеек пять были отклонены и только три одобрены для использования в учебных заведениях, – рассказал Александр Чубарьян. – Это линейки издательства “Просвещение”, издательства “Дрофа” и издательства “Русское слово”. Не скрою, когда мы ознакомились с книгами, было высказано довольно много редакционных замечаний. Издательствам было дано всего пять дней для устранения недочетов и они успешно справились с этой задачей.
По словам Андрея Артизова, многие из предложенных учебников было отклонены еще на первом этапе отбора, потому что в них содержалось большое количество неверной информации.
– Например, в одной из книг приводится система чинов в Русском Государстве, которая называется феодальной лестницей – это грубая фактическая ошибка, которая сливает воедино два абсолютно разных понятия, – пояснил эксперт. – Или же пишется, что в Угличе после убийства царевича Дмитрия бьет вечевой колокол. Тоже ошибка, потому что вече на Руси перестало существовать задолго до приведенного события. Деятель смуты Телятевский именуется Черниговским князем, хотя удельных князей уже давно к этому моменту не существовало. Легендарная ограничительная запись Михаила Романова при избрании называется реальным законодательным актом, и т.д., и т.п. Такие грубые ошибки недопустимо иметь в учебниках истории, по которым мы обучаем наших детей.
Андрей Петров сказал, что экспертиза такого уровня проводится в нашей стране впервые за много-много лет, особенно по истории, где отсев учебников всегда был минимальным, а новые книги штамповались из года в год.
– В нашем случае появилась новая концепция, которая сама по себе является фактом некоего объединения, общественной договоренности, – пояснил Андрей Петров. – Это дало нам, с одной стороны, особые полномочия, с другой – особую ответственность. Те учебники, которые мы в результате рекомендовали – полностью соответствуют исторической действительности.
В отобранных линейках есть учебники 6-10 классов, а 11-го не предполагается. Этим возмущены многие специалисты, поясняя, что сегодняшнее образование превращается в банальное натаскивание на ЕГЭ, так как систематический курс заканчивается 10-м классом, а дальше дети занимаются только предметами, обязательными к сдаче на госэкзамене.
– Такая точка зрения есть, но она не единственная и уж тем более не ключевая. Что касается истории, действительно, возникает закономерный вопрос, чем школьники будут заниматься в 11-м классе, – говорит Павел Панкин. – Тут еще нет готового решения, есть только некие предложения. Безусловно, образовательный процесс включает в себя не только работу с учебником и он не может быть единственным источником информации, поэтому за настоящих и будущих школьников не стоит волноваться.
Trackback from your site.