Презентация нового учебника по истории России в “РГ”
“Единый учебник” – название условное. Подводя итоги двухлетней работы, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян отметил, что речь идет о “линейке” книг с шестого по 10-й классы, охватывающей всю историю нашей страны. На конкурс поступило восемь “линеек”, пять сошло с дистанции. В сентябре победители появятся в школах. Но у них будет испытательный срок в год: за это время авторы учебников учтут методические и фактические замечания педагогов, а сами учителя будут иметь возможность пройти своеобразные курсы повышения квалификации на различных конференциях. И вынесут учительский вердикт в начале 2016 года на Всероссийском съезде учителей.
К слову, впервые все тексты буквально с лупой в руках вычитали архивисты. И нашли там массу исторических ляпов.
– Нас интересовало соответствие фактов, которые изложены в учебниках, исторической правде, – рассказал руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов.
– Разве можно преподавать по учебникам, где система чинов в русском государстве называется “феодальной лестницей”? Или написано, что в Угличе после убийства царевича Дмитрия бьет вечевой колокол. Но вече уже сто лет как не существовало на Руси. А вот еще перл: деятель смуты Телятевский называется черниговским князем, хотя удельных князей уже давно к этому моменту не было.
Особые споры среди экспертов и интерес СМИ вызвал вопрос, на каком историческом событии нужно ставить точку, чтобы исключить политическую конъюнктуру. К примеру, в одном из победивших в конкурсе учебников последние 25 страниц посвящены совсем свежим событиям и заканчиваются воссоединением с Крымом.
– В новых учебниках нет вердиктов и жестких оценок, – считает Александр Чубарьян. – Есть описание событий, к примеру, рассказывается, что такое шоковая терапия или приватизация, конструктивно анализируются их плюсы и минусы. Почему бы так же не освещать наши современные реалии? Есть мировая практика, где вообще не берут современность, а есть такие учебники, например американские, которые очень часто дописываются: новый президент – новое добавление в учебник.
– Думаю, что не открою большой тайны, если скажу, что один из учебников не прошел экспертизу именно из-за того, что последняя часть, посвященная современной России, была слишком апологетической, – продолжил “тему президентов” Андрей Артизов.
Среди экспертов в “РГ” был тот, кому придется использовать “единый” в школе. Павел Панкин считает, что новый учебник стал “взрослее”:
– Что я понимаю под словом “взрослость”? Наверное, это ответственность, сопереживание и понимание противоречивости процессов. Для ребенка мир яркий, тем не менее делится на хороших и плохих, на черное и белое. Такими и были наши учебники. Но к истории подобные два цвета не применимы. Помните, у Игоря Талькова была мечта побывать “на дне рождения страны, вернувшейся с войны”? Нам пора перестать внутренне воевать на поле истории, делиться на красных и белых. Новые учебники – это попытка оставить в истории всех. И Первую мировую войну, которой почти не было места в советских учебниках, и Театр на Юго-Западе, который почти сорок лет трудился, чтобы завоевать себе три строчки в учебнике.
Понятно, что таких учителей, как Панкин, единицы, поэтому экспертов спросили, а смогут ли преподавать по-новому наши учителя? Ответственный секретарь РИО Андрей Петров заверил: компетенцию историков мониторят. Но это не значит, что будут оргвыводы и насильственные “приводы” на какие-то пункты проверки. Все исключительно добровольно и анонимно.
Trackback from your site.