Научно-практическая педагогическая конференция «Человек и война: люди и судьбы, истинные и ложные ценности, итоги и цена взаимоотношений» | Ассоциация учителей истории и обществознания

Научно-практическая педагогическая конференция «Человек и война: люди и судьбы, истинные и ложные ценности, итоги и цена взаимоотношений»

Written by admin on . Posted in Новости, Новости региональных отделений

1 августа 2014 г. в России будут отмечать памятную дату — 100-летие со дня начала Первой мировой войны. Этому событию была посвящена научно-практическая педагогическая конференция «Человек и война: люди и судьбы, истинные и ложные ценности, итоги и цена взаимоотношений», организованная Ассоциацией преподавателей права Свердловской области «Правовое образование — XXI век» и поддержанная Уполномоченным по правам человека в Свердловской области, Законодательным собранием Свердловской области, Министерством образования Свердловской области, Уральским федеральным университетом имени первого президента России Б.Н. Ельцина, Гуманитарным университетом, Ассоциацией педагогов-выпускников исторического факультета УрФУ (УрГУ), отделением туризма и краеведения ГАОУ СО «Дворец молодёжи».

Участниками конференции, состоявшейся на базе школы № 19 г. Екатеринбурга, стали 130 человек, представлявшие 15 территорий Свердловской области: Арамильский, Артемовский, Белоярский, Новоуральский, Полевской, Режевской, Сысертский, Шалинский городской округа; городские округа Богданович, Заречный, Первоуральск, Ревда, муниципальные образования город Екатеринбург, Алапаевское и Красноуфимский округ. В числе участников конференции были не только педагоги общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования, но и преподаватели вузов (УрФУ, РГППУ, УрГПУ, ГУ), средних специальных учреждений (Алапаевский индустриальный техникум), специалисты Института истории и археологии УрО РАН, Управления архивами Свердловской области, Центра документации общественных организаций Свердловской области, Государственного архива административных органов Свердловской области, представители общественных организаций (Федерация краеведов Урала).
Открывая конференцию, председатель Ассоциации преподавателей права Свердловской области и Ассоциации педагогов-выпускников исторического факультета УрФУ (УрГУ) Изабелла Станиславовна Огоновская отметила, что до недавнего времени Первая мировая война оставалась забытой страницей отечественной истории, и этому было множество, прежде всего идеологических, причин: «германская война» была «перекрыта» революционными событиями 1917 года и Гражданской войной, во время которой в лагере противников советской власти оказались многие бывшие генералы царской армии, и их имена на многие десятилетия стали ругательно-нарицательными; Россия вышла из войны после сепаратного Брестского мира не победительницей, а побеждённой (причём проиграла эту войну «проигравшей стороне») и не вошла в число государств-участников Версальской конференции; партия большевиков оценивала эту войну не как отечественную, а как империалистическую, захватническую, грабительскую, «позорную» для России, вследствие чего отечественные историки больше всего уделяли внимание деятельности большевиков по реализации ленинских лозунгов «поражения российского правительства в этой войне» и «превращения войны империалистической в войну гражданскую»; никоим образом в советской исторической литературе не могла быть освещена роль немецких денег, направленных на поражение России в войне; и др. До недавнего времени в России не было ни одного памятника, посвящённого героям войны 1914 — 1918 гг. Исполнив песню Б.Ш. Окуджавы «Господа юнкера», И.С. Огоновская отметила, что и в искусстве тема Первой мировой войны не так широко представлена, как хотелось бы.
С приветственными словами в адрес участников встречи выступили соорганизаторы и гости конференции. Директор школы № 19 Светлана Анатольевна Белова поприветствовала гостей от имени педагогического коллектива, пожелав всем плодотворной работы.
Все последующие выступавшие так или иначе подчеркивали связь событий столетней давности с реалиями сегодняшнего дня. Генеральный директор ЗАО «Региональная строительная группа — Академическое» Алексей Петрович Воробьев, рассказавший о строительстве микрорайона «Академический», подчеркнул особую роль формирующегося социально-педагогического комплекса этого района, отметил важность поддержки педагогов, от гражданской позиции которых зависит весь воспитательный процесс и, как следствие, – отношение детей, подростков, молодежи к стране, в которой они живут. Как подчеркнул экс-премьер Свердловской области, комфортное проживание людей — один из способов решения проблем человеческих взаимоотношений, в том числе в области межнационального общения.

 

 

 

 

 

Председатель Законодательного собрания Свердловской области Людмила Валентиновна Бабушкина обратила внимание участников конференции на то, что последние события в мире заставляют задуматься о том, как остановить агрессию, разрешить противоречия между странами, прекратить гибель людей, что нельзя недооценивать современные методы экономической, информационной войны, геноцид, способный нанести серьезный ущерб престижу страны и ее благосостоянию, подорвать сплоченность нации.
Л.В. Бабушкина вручила благодарственные письма педагогам, осуществляющим активную деятельность в сфере гражданско-патриотического воспитания и гражданско-правового образования обучающихся — Любови Ильиничне Грамолиной (г. Ревда, МАОУ СОШ № 3), Любови Леонидовне Еловских (г. Реж, МАОУ СОШ № 10), Михаилу Ивановичу Зяблицеву (МО Красноуфимский округ, МАОУ «Криулинская СОШ»), Наталье Михайловне Кошелевой (городской округ Богданович, МКОУ «Волковская СОШ»), Марии Васильевне Снегиревой (РГППУ), а также педагогическому коллективу гимназии № 40 (г. Екатеринбург), в которой работает дружная команда педагогов-обществоведов: Анна Адамовна Гирш, Елена Викторовна Лаврик, Елена Владимировна Нуждина, Анастасия Михайловна Кюсснер, Екатерина Анатольевна Трофимова.

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Георгиевна Мерзлякова, которая и предложила педагогам тематику данной конференции, говорила о роли Ассоциации преподавателей права Свердловской области и роли педагогов, занимающихся гражданско-правовым образованием, значении темы Первой мировой войны в воспитании граждан России, об исторической памяти. Обратившись к опыту коллег и друзей из европейских стран, Т.Г. Мерзлякова рассказала о массовом сборе документов и фотоматериалов периода Первой мировой войны из семейных архивов в Австрии и Франции, о мероприятиях, связанных с этой войной и проходящих в Европе не только в период «круглых» дат, а на систематической основе. Уполномоченный отметила, что русский солдат — защитник Отечества всегда был примером для всех, обратила внимание на то, какой подвижнический образ жизни вела царская семья, члены которой в годы Первой мировой войны были вместе с народом: ухаживали за ранеными солдатами, жертвовали вещи, отправляли на фронт обозы помощи и т.д. И еще одну мысль подчеркнула Т.Г. Мерзлякова: важно понять роль человека на войне и важна именно его оценка этой войны. Она прочитала строки Николая Гумилева, посвященные начавшейся Первой мировой войне:
…Вышли кто за что: один – чтоб в море
Флаг трехцветный вольно пробегал,
А другой – за дом на косогоре,
Где еще ребенком он играл;
Тот – чтоб милой в память их разлуки
Принесли «Почетный легион»,
Этот – так себе, почти от скуки,
И средь них отважнейшим был он!
С болью говорила Т.Г. Мерзлякова о событиях в Украине, о работе, которую ведут власти и жители Свердловской области, оказывая помощь беженцам из Украины. «В любых условиях мы должны оставаться людьми», – подчеркнула Т.Г. Мерзлякова.
О месте и роли педагогов-обществоведов в процессе гражданско-патриотического воспитания говорил в своем выступлении начальник отдела общего, дошкольного и дополнительного образования Министерства общего и дополнительного образования Свердловской области Анатолий Валентинович Соложнин, подчеркнувший плодотворность тесного сотрудничества Министерства общего и профессионального образования с Ассоциацией преподавателей права Свердловской области «Правовое образование — XXI век».
Директор Уральского центра Б.Н. Ельцина Анатолий Дмитриевич Кириллов презентовал журнал «УрФО», в котором представлены материалы по истории Первой мировой войны, а также книгу «Свердловская область: страницы истории», подготовленную коллективом уральских ученых к юбилею Свердловской области.
С пленарными докладами на конференции выступили уральские ученые и преподаватели. Доцент кафедры зарубежного регионоведения (департамент международных отношений, УрФУ), кандидат исторических наук Светлана Ивановна Быкова представила доклад «Диалог через столетие: отношение студентов к событиям Первой мировой войны», поделившись опытом работы со студентами по изучению темы «Первая мировая война» Представленные в слайд-фильме студенческие работы по изучению европейских памятников, посвященных событиям и героям «Второй отечественной войны», никого не оставили равнодушным.
Заведующий кафедрой новой и новейшей истории (департамент «Исторический факультет», УрФУ), доктор исторических наук Николай Николаевич Баранов говорил в своем докладе «Человеческое измерение первой мировой войны в современной историографии» о месте и роли исторической памяти, важности изучения истории повседневности, антропологическом подходе к изучению исторических событий. Докладчик рассказал об опыте работы с английскими и немецкими источниками, позволяющими видеть Первую мировую войну не только глазами политиков и историков, но и глазами «рядовых» ее участников, как фронтовиков, так и людей, находившихся в тылу.
Доклад на тему «Патриотизм и гражданское самосознание горожан в годы Первой мировой войны (на примере Урала)» был сделан ведущим научным сотрудником Института истории и археологии УрО РАН, доктором исторических наук Еленой Юрьевной Казаковой-Апкаримовой, представившей свидетельства отношения к войне различных слоев населения, показавшей вклад уральцев-горожан в помощь увечным и раненым, семьям фронтовиков, в обеспечение солдат продовольствием и амуницией, подчеркнувшей важность изучения воспоминаний, писем, дневниковых записей как важнейших источников Первой мировой войны.

Преподаватель Алапаевского индустриального техникума Людмила Леонидовна Югова, много лет занимающаяся изучением истории дома Романовых и, в частности, судеб «алапаевских мучеников» – великого князя Сергея Михайловича, великих князей Константиновичей (Иоанна, Константина, Игоря), князя Владимира Палея, выступила на конференции с докладом «Благотворительность великих князей Константиновичей в Первой мировой войне». Завершило пленарное заседание выступление писателя Олега Васильевича Медведева, представившего свою новую книгу, посвященную событиям Первой мировой войны.
По окончании пленарного заседания педагоги разделились на две группы. Первая группа под руководством С.И. Быковой и И.С. Огоновской работала в формате секции, участниками которой стали 46 человек. Были заслушаны и обсуждены 10 сообщений. Учитель истории и обществознания гимназии № 210 «Корифей» (г. Екатеринбург) Наталья Васильевна Воронова говорила о реализации проекта «Русский экспедиционный корпус в Первой мировой войне», который гимназия «Корифей» начала осуществлять совместно с академией г. Реймса (провинция Шампань, Франция), подчеркнув, что изучение темы войны детьми и молодежью позволяет легче сохранять мир в настоящее время.

Чрезвычайно актуальным стало выступление научного сотрудника Института истории и археологии УрО РАН, кандидата исторических наук Степана Александровича Пьянкова «Беженцы Первой мировой войны в Российской империи: численность, география размещения, состав», говорившего о проблемах продовольственного обеспечения, трудоустройства, межнационального общения местного населения и беженцев, говоривших на других языках, имевших иную веру, культурные традиции. По вполне понятным причинам участники конференцию подняли проблему беженцев из Украины, предлагая собственные варианты решения данной проблемы в современных российских реалиях.
Учителя истории и обществознания школы № 200 (г. Екатеринбург) Елена Анатольевна Аликина и Екатерина Михайловна Пермякова познакомили участников конференции со своими наработками по теме «Женщины в годы Первой мировой войны», пообещав коллегам продолжить работу над ней с тем, чтобы накопленный ими материал можно было использовать в образовательном процессе. Нина Николаевна Викторова, учитель истории и обществознания лицея № 130 г. Екатеринбурга, поделилась опытом изучения истории Первой мировой войны с позиций причинно-следственных связей, оценок и мнений. Учитель истории и обществознания лицея № 110 им. Л.К. Гришиной Михаил Юрьевич Каргапольцев в своем выступлении сделал акцент на необходимости изучения истории повседневности, делающей любую тему школьного курса истории более близкой и понятной обучающимся.

Неожиданными и интересными для историков стали выступления студента 1 курса Уральского энергетического института (УрФУ) Артема Александровича Маркова «Пистолеты-пулеметы между двумя мировыми войнами» и учителя физики СУНЦ УрФУ Ирины Александровны Членовой «Первая мировая война глазами учителя физики: к вопросу об использовании оружия в позиционной войне». Сообщения двух «технарей» вызвали бурную реакцию доцента Института социологии и права (РГППУ), кандидата педагогических наук Марии Васильевны Снегиревой, глубоко убежденной в том, что в послевоенную пору, как никогда, нужно говорить не о войне и достижениях в области военной техники, а о мире, дружественных отношениях между народами, достоинстве и ценности человеческой жизни; что линию поведения политикам должны диктовать народная дипломатия, для чего необходимы по-настоящему свободные средства массовой информации, дискуссионные площадки для обмена мнениями между учёными, общественниками, «рядовыми» гражданами. Педагог считает, что «инстинкт самосохранения народа ещё может спасти нас от большой беды», что новой мировой войны не должно быть ни при каких условиях.
Последним и, пожалуй, самым ярким аккордом в работе секции стало выступление педагога-организатора Сергея Григорьевича Новикова, подготовившего вместе с методистом Татьяной Анатольевной Новиковой (оба работают в Центре дополнительного образования детей, г. Ревда) сообщение о работе музея Боевой славы земляков по увековечиванию памяти ревдинцев — участников Первой мировой войны. На основании представленной педагогами презентации участники конференции смогли в полной мере оценить титанический труд супругов Новиковых по выстраиванию системы взаимодействия с различными организациями, сбору материалов, подготовке экспозиций и печатных изданий, рассказывающих об участии ревдинцев в Отечественной войне 1812 года, Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войнах.

Самым активным участником секционного обсуждения был признан Анатолий Сергеевич Дягилев (г. Екатеринбург, МБОУ СОШ № 83), задававший множество вопросов и высказывающий мнение по тем или иным проблемам.
Вторая группа педагогов участвовала в работе «круглого стола» по теме «Место военной истории России в системе гражданско-патриотического воспитания обучающихся». Основной разговор состоялся вокруг обозначенных заранее вопросов: место военной истории в общем курсе истории России в школе и в вузе; влияние исторического знания на формирование гражданских качеств личности, развитие культуры толерантности; проявление национализма, ксенофобии, эгоцентризма как педагогическая проблема; особенности гражданско-патриотического воспитания в условиях современной России.

Тон дискуссии задали модераторы секции. Профессор кафедры педагогики и социологии воспитания (УрФУ), доктор педагогических наук Маргарита Николаевна Дудина высказала убежденность в том, что патриотизм в России – это традиция. «В ходе нашего обсуждения проблемы важно посмотреть, какими патриотичными были люди, принимавшие участие в Первой мировой войне…». По мнению профессора кафедры теории и методики преподавания истории (УрГПУ), доктора исторических наук Олега Васильевича Горбачева, военно-патриотическое воспитание всегда было и будет важной составляющей образовательного процесса в России, в том числе из-за специфики страны — огромных границ и военной угрозы. Он подчеркнул, что идея патриотизма не должна сводится к военной составляющей (в последнее время есть опасность именно такого восприятия, милитаризация сознания), а важно за Жуковым и Суворовым не потерять Чайковского. Необходимо формирование взгляда на российскую историю как непрерывный процесс, ведь Г.К. Жуков и С.М. Будённый — это не только советские военачальники, но и люди, награжденные Георгиевскими крестами в Первой мировой войне. «Неудобные» для рассмотрения войны (Первая мировая, Афганская, Чеченская), считает О.В. Горбачев, не могут быть поводом для национальной гордости, ибо гордиться особенно нечем, но должны стать предметом серьезного разговора о поступках и решениях не всегда мудрых правителей и руководителей государства и прежде всего — о человеке на войне, его индивидуальном подвиге. Только при таком подходе к ветеранам войн недавней истории России будет должное отношение.

Профессор кафедры эстетического воспитания УрГПУ Станислав Тимофеевич Погорелов в качестве модератора акцентировал внимание на экономических истоках войны, высказав мысль о том, что все войны необходимы ростовщическому капиталу – «война необходима олигархам». «Попытка понять человека в условиях войны достаточно важная и сложная задача…Целостность человеческой истории во многом метафизична и на этой основе воспитание на примере войны представляет большой вопрос и большую проблему для историков».
В целом же все модераторы говорили о влиянии историков и учителей истории на подрастающее поколение.
Самое активное участие в работе «круглого стола» приняли куратор Федерации краеведов Урала Сергей Анатольевич Патрушев, говоривший о необходимости широкого использования в педагогической деятельности архивных материалов; учитель истории и обществознания школы № 7 г. Первоуральска Ольга Владимировна Махнутина, выступившая с предложением о создании школьных музеев истории Первой мировой войны; консультант Аппарата Уполномоченного по правам человека, кандидат социологических наук Наталья Анатольевна Черных, подчеркнувшая необходимость формирования правовой культуры юных россиян; преподаватель-организатор ОБЖ СОМЭПК Сергей Викторович Хрущёв, акцентирующий внимание на необходимости привлечения внимания школьников и студентов к героям современной эпохи — пожарным, военнослужащим, работникам полиции и др. Заместитель директора гимназии № 2 Михаил Орестович Борисов предложил шире использовать такую форму работы, как составление родословной, и большинство педагогов его поддержали. Вместе с тем среди участников были и те, кто возражал против таких заданий, аргументировав это тем, что в настоящее время в школах увеличивается количество детей мигрантов, и такого рода задания ставят их в тупик.
Многие выступавшие на «круглом столе» говорили о роли конкретного человека на войне, о его вкладе в защиту отечества. Важность изучения биографий конкретных людей — участников Первой мировой войны подчеркнула учитель истории и обществознания Любовь Ильинична Грамолина (г. Ревда, школа № 3). Руководитель музея школы № 24 г. Екатеринбурга Ольга Николаевна Тхоржевская (выпускница истфака 1976 г.) акцентировала внимание на том, что воспитывать любовь к Отечеству необходимо не на военных коллизиях, а на примерах мирной и благополучной жизни, а Первую мировую войну педагог должен показывать с экзистенциональной позиции, через судьбы людей, а также как цивилизационный перелом в судьбе европейцев. Ее коллега по работе, учитель русского языка и литературы Марина Николаевна Заболотная высказала озабоченность тем, что в программе по литературе тематика Первой и Второй мировой войн фактически отсутствует. Все участники обсуждения отметили значение проектной деятельности обучающихся, обсудили проблему межпредметных связей (история — литература — МХК).
Очень важную проблему подняла Анна Адамовна Гирш (г. Екатеринбург, гимназия № 40), отметив, что патриотизм и Первая мировая война плохо соотносятся в воспитательном процессе, так как эта была война не за Отечество, а за интересы капитала. Тему продолжил учитель истории и обществознания Криулинской СОШ Красноуфимского района Михаил Иванович Зяблицев, сделавший акцент на месте военной истории России в системе гражданско-патриотического воспитания, отметив, что вся история России по сути собрана вокруг истории войн, но это ведь взгляд историков, которые, может быть, ошибаются. Учитель поднял проблему результата воспитания: гражданином, воином или патриотом хотим мы видеть нашего воспитанника или «трех в одном»? Он же подчеркнул, что человек должен понимать, что ценно для него в истории Родины и быть готовым защищать эти ценности не только при помощи оружия.

Большие споры вызвало выступление директора вечерней сменной СОШ № 1 г. Екатеринбурга Александра Владимировича Мельникова, который высказал мнение о необходимости мужского (агрессивного) воспитания и подготовки юношей к войнам, которые всегда будут. В ответ на это учитель истории и обществознания Кургановской ООШ Полевского городского округа Ольга Анатольевна Пашиева заметила, что мужество и агрессивность — это разные вещи; что введение норм ГТО само по себе и неплохо, но смущает призыв: готов к труду и обороне… (обороне от кого?), который по сути вновь культивируется представление о том, что мы окружены врагами.
Участники разговора высказывали предложения, обсуждали ситуацию на Украине. Практически все выступавшие, обсуждая ситуацию начала XX века, проводили параллели с настоящим временем. Подводя итоги обсуждения, М.Н. Дудина отметила огромный вклад педагогов в формирование «человеческой памяти о Первой мировой войне» и подчеркнула, что сегодня «мы живём в самой цивилизованной и гуманной эпохе. Человечество эволюционизируется, гуманизируется, демократизируется». Общий вывод встречи педагогов можно сформулировать так: история Первой мировой войны не должна быть забыта, но необходимо делать все, чтобы войны навсегда исчезли из нашей жизни. И это может произойти лишь тогда, когда школьники и студенты будут иметь развитое историческое мышление и обладать гражданско-патриотическими качествами.
Конференция завершилась. Ее участники разъехались по домам, полные впечатлений и желаний работать с детьми. Им предстоит оформить свои мысли в виде статьи в сборник материалов по итогам конференции, который организаторы планируют выпустить к новому учебному году.
Все участники конференции выражают огромную благодарность педагогическому коллективу школы № 19, гостеприимно принявшему коллег-педагогов из образовательных учреждений Свердловской области, издательству «Сократ» (директор А.А. Мороз), организовавшему выставку-продажу историко-краеведческой и детской литературы, издательству «Банк культурной информации» (директор Ю.В. Яценко), предоставившему в качестве подарка педагогам тематический журнал «Веси», посвященный Первой мировой войне.

 

 

 

 

Н.В. Андриянова,
пресс-секретарь Ассоциации педагогов-выпускников
исторического факультета УрФУ (УрГУ)

Trackback from your site.

Admin Admin

admin

Администратор сайта, Могу добавить, удалить и редактировать.

темы wordpress