23.05.2013 ИТАР-ТАСС. Концепция единого учебника истории будет готова к осени – директор Института всеобщей истории РАН академик Александр ЧУБАРЬЯН
В январе президент России Владимир Путин дал поручение подготовить к декабрю этого года концепцию единого учебника истории для средней школы. “Обеспечить разработку единой концепции курса истории России для общего образования”, – так оно прозвучало. Как продвигается эта работа и что собой представляет концепция, ИТАР-ТАСС рассказал научный руководитель этого проекта, директор Института всеобщей истории /ИВИ/ РАН академик Александр Чубарьян:
– Действительно, имеется поручение президента Владимира Владимировича Путина относительно подготовки концепции, на базе которой будут создаваться учебники.
– Работа в этом направлении идёт активно и целеустремлённо. За организационно-финансовую сторону вопроса отвечает Министерство образования и науки. Они готовят так называемую дорожную карту. Работа ведётся под руководством замминистра, статс-секретаря Натальи Третьяк.
– На базе чего строится концепция учебника? Ведь известно, что в истории общие взгляды на события встречаются далеко не всегда.
– Я предполагаю, что эта единая концепция должна включать в себя несколько компонентов. Первый компонент – это, так сказать, “бесспорная”, объективная часть. В ней должно быть перечисление основных дат, фактов, событий, персонажей и понятий. Этот список должен быть составлен, утверждёны и стать обязательным для всех учебников. Это серьёзный элемент единой концепции.
– То есть некие скрепы, которые создают единое историческое поле?
– Именно так. В решении этой задачи участвуют коллективы Института российской истории, РГГУ, исторического факультета МГУ, с привлечением специалистов других учреждений.
Кроме того, есть Ассоциация учителей истории, и они также готовят свой вариант.
Эта работа предполагается быть законченной к середине июня. После чего данная часть концепции будет представлена на рабочую группу, которую возглавляет спикер Госдумы и глава Российского исторического общества Сергей Нарышкин. И далее – если будет принята – вывешена для широкого обсуждения на сайтах – Российского исторического общества и Ассоциации учителей истории.
Обсуждение будет проходить всё лето.
Второй компонент концепции также уже формируется. Это перечень так называемых “болевых точек” отечественной истории. Дискуссионные проблемы, которые представляют определённую трудность для преподавания в школе – и с точки зрения содержания, и с точки зрения методики.
– Например?
– Есть исторические события, по которым в обществе имеются разные точки зрения. Скажем, происхождение древнерусского государства. Это так называемая норманнская теория и другие вещи, вокруг которых идут споры. Пусть они частью носят эмоциональный характер, частью идеологический, частью даже вовсе не научный – но наука должна дать некое собственное резюме по их поводу. Кстати, это довольно дискуссионная тема и в наших отношениях с украинскими коллегами.
Ну, например, оценки Александра Невского. Появились статьи, где есть некоторые крайности, с одной стороны и с другой. И эта тематика требует некоего правильного подхода.
Есть также такая очень крупная проблема как история Великой Отечественной войны. И сопутствующие, связанные с этим различные дискуссии. Ещё одна тема, которая вызывает общее беспокойство всех учителей – это последние 20 лет. Что это было, как это освещать?
Дискуссионность и проблемность связаны не только с разными интерпретациями, но и с появлением новых документов. Это тоже нуждается в освещении.
Этот перечень, над которым тоже сейчас работают, будет готов где-то к лету. И тоже вывешен на сайтах.
Третий элемент концепции – это содержание и ценностная сторона исторического образования в средней школе. Чего мы хотим? Какие цели должны быть достигнуты в итоге? Это, очевидно, должны быть: патриотическое воспитание, понимание национальной специфики России и в то же время России как части мирового сообщества, мировой истории. По этому комплексу также создана группа специалистов, которые работают над этим документом, готовя его к лету для широкого обсуждения.
Вот эти все элементы составят концепцию учебника по отечественной истории.
– А как это будет увязываться со всеобщей историей?
– Действительно, в школе одновременно с отечественной историей преподаётся всеобщая история. И тут есть некоторые проблемы взаимоувязки.
Во-первых, есть пересекающиеся темы. В основном, это те, где рассматриваются международные отношения. Скажем, история Второй мировой войны и история Великой Отечественной войны. История войны 1812 года и наполеоновские войны. Значит, задача состоит в том – посмотреть и с этой точки зрения на будущие учебники.
И последний вопрос, который требует решения, таков.
Сейчас в школе существует так называемая концентрическая система преподавания. То есть до 10 класса изучается вся история, а в 10-11-м – курс вкратце повторяется.
В целом я противник такого подхода. Но сломать его трудно. Значит, надо решить вопрос, как мы будем поступать. Есть предложение сделать всю историю до 9 класса включительно, а в 10-11 – ввести новыйкурс. Россия в мире, предположим. Или ещё как-то по-другому. А есть предложения сделать один цикл, но закончить его в 10-м классе.
– Это будет один учебник?
– С моей точки зрения, это не может быть один. Во-первых, каждый класс имеет свой учебник. Кроме того, есть необходимость учебника для профильных классов, когда в старших классах готовят людей для гуманитарного, скажем, исторического цикла. Такой учебник должен быть глубже, подробнее, иначе изложен.
– Когда вся эта работа будет проделана?
– По моей оценке, к осени будет готова концепция, и она должна быть обсуждена, одобрена. И тогда будет объявлен – с моей точки должен быть объявлен – конкурс на подготовку учебников. Участвовать в нём сможет любой, кто захочет. Но все учебники должны основываться на единой одобренной концепции.
Trackback from your site.