Историки выработают единый подход к преподаванию истории / Интервью А.О. Чубарьяна “Московскому комсомольцу”

Written by admin on . Posted in Единый учебник по истории

Количество школьных учебников по истории вскоре предельно сократится, а учителям придется демонстрировать «единый подход» к освещению основных проблем отечественной истории — именно это предложил президент Владимир Путин. Как после этого будет выглядеть главный гуманитарный предмет, решит специально созданная рабочая группа, рассказал «МК» директор Института всеобщей истории РАН, академик Александр ЧУБАРЬЯН.

— Александр Оганович, сколько учебников по истории останется в нашей школе? По одному на параллель?

— Точную цифру вам сейчас никто не назовет, но, конечно, одного учебника, по которому будут учиться все — с 1-го по 11-й класс, — быть не может, это понятно. Пока речь идет лишь о создании рабочей группы для выработки общей концепции подхода к преподаванию истории в средней школе. Причем в ее состав наряду с учеными, чиновниками и деятелями культуры войдут также и учителя.

Хочу подчеркнуть: речь идет не только об учебниках, по которым в школе изучается общий курс, но также и о тех, что написаны для так называемого регионального компонента. То есть регион имеет право добавлять к федеральной программе дополнительные дисциплины. (Например, в Москве в течение нескольких лет изучали москвоведение, предмет, отсутствующий в программах других регионах. — «МК».) Качество этих учебников вызывает очень большую озабоченность, а некоторые и вовсе противоречат тому, что изучается в общем курсе. Думаю, в ближайшие два-три месяца комиссия определится и в этом отношении.

— Оппоненты идеи сильно опасаются, что «единая историческая концепция» и «единый школьный учебник» ознаменуют возврат к единомыслию советского образца…

— Скажу вам больше: кое-кто говорит и о «единомыслии» вообще в исторической науке! На самом же деле это не так. Наука не может развиваться в каком-то одном направлении: она по определению выходит на разные точки зрения, разные подходы. Для науки это нормально. А вот в школе дело обстоит иначе. Не уверен, что на каждую параллель должен остаться один-единственный учебник по истории, но 30—40 учебников, как сейчас, точно не нужны! Не надо только думать, что их можно «отменить» в один момент. Написать хороший учебник — работа большая и длительная. Так что с нынешними учебниками надо будет искать консенсус. Кроме того, нам явно понадобятся учебники по истории с разной степенью подробности. К примеру, в отличие от учебника для общеобразовательных классов средней школы, учебник для профильных школ должен быть сложнее. И, возможно, содержать разные подходы к той или иной исторической проблеме. Таким образом, в каких-то учебниках будет больше единообразия, а в каких-то — разнообразия.

Но вот где точно должно быть представлено разнообразие подходов, так это в новых пособиях для учителей. Они не только должны знать основные точки зрения в исторической науке, но и быть в состоянии объяснить их своим ученикам.

Московский Комсомолец № 26174 от 27 февраля 2013 г.

Trackback from your site.

Admin Admin

admin

Администратор сайта, Могу добавить, удалить и редактировать.

темы wordpress