Второй Международный Форум «Дети – жертвы террора и геноцидов в новейшей истории: проблемы исторической памяти»

Written by admin on . Posted in Без рубрики

3 – 5 сентября во Владикавказе проходил Второй Международный Форум  «Дети – жертвы террора и геноцидов в новейшей истории: проблемы исторической памяти». Форум  приурочен к 10-й годовщине террористической атаки   в Беслане.

Десять лет назад, 1 сентября 2004 года,  группа боевиков захватила 1128 заложников в школе №1 города Беслана Северной Осетии. В результате теракта погибли 186 детей и 148 взрослых, ранения получили 728 жителей города и 55 сотрудников силовых структур. При штурме здания школы были убиты 12 работников спецслужб и один местный житель, помогавший освобождать заложников. 3 сентября объявлено с 2005 года Днём Памяти жертв терроризма.

От Псковской области в Форуме принимала участие Пасман Татьяна, координатор образовательных программ Центра гражданского образования Псковского областного института повышения квалификации работников образования, руководитель регионального отделения Всероссийской ассоциации учителей истории.

Организаторы  Форума  – Правительство Республики Северная Осетия-Алания, Российский еврейский конгресс (РЕК), Научно-просветительный центр «Холокост», Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова.  В Форуме приняли участие более 40 ученых, педагогов и общественных деятелей из Беларуси, Молдовы, Украины, Израиля, США и более 20 городов России.

2 сентября участники Форума посетили концерт-реквием в Беслане, а 3  сентября  приняли участие в мемориальных церемониях в спортзале школы № 1 в Беслане  и на кладбище «Город ангелов». Президент Фонда «Холокост» А.Е. Гербер и сопредседатель Центра И.А. Альтман возложили венок к памятнику погибшим. В помещении СОГУ развернута передвижная документальная  выставка «Дети – жертвы Холокоста», подготовленная Музеем еврейского наследия и Холокоста на Поклонной горе и Центром «Холокост».
DSC00225

4 – 5 сентября в рамках  Форума прошла Международная конференция по проблематике террора против детей в новейшей истории, семинары для педагогов РСО-Алания и еврейских школ СНГ, презентации двух новых изданий. Учебное пособие “Дети – жертвы Холокоста и террора: педагогический аспект” (М., МИК, 2014)   подготовлено  в сотрудничестве с Министерством образования и науки РФ,  Федеральной академией повышения квалификации и переподготовки работников образования и педагогов 8  регионов России. Сборник материалов I Международной конференции «Дети – жертвы террора в новейшей истории: проблемы исторической памяти» выпущен издательством «Феникс» (Ростов-на-Дону, 2014). Книги вышли в серии «Российская библиотека Холокоста», издаваемой при поддержке РЕК.

4 сентября в рамках Форума проходил методический семинар для педагогов Республики Северная Осетия-Алания по истории Холокоста. Участники заслушали доклады более 10 человек.
DSC01867
Начало обмену опытом положило выступление Татьяны Болотиной, зав. кафедрой Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Она представила программы повышения квалификации учителей обществоведческих дисциплин и модули в программы обучения других педагогов, которые сотрудники академии разработали и реализовали совместно с НПЦ «Холокост». Кроме материалов кафедры РАПКиПКРО Татьяна Владимировна рассказала о модульной программе «Формирование толерантности через преподавание темы Холокоста», разработанной Ириной Каменчук, преподавателем Саратовского ИПК и уже апробированной в ряде регионов России.

Т. Пасман представила опыт работы Псковской области по сбору и сохранению памяти о детях – жертвах Холокоста на примере деятельности Псковской областной детской комплексной краеведческой экспедиции «Истоки», ежегодной молодежной конференции «Войной испепеленные года», участия псковских школьников в межрегиональных и международных проектах. Докладчик пригласила участников семинара и их учеников к сетевому сотрудничеству по реализации проектов. Площадкой для такого взаимодействия может стать группа «От Москвы до Бреста» в социальной сети «В контакте», где на сегодняшний день размещено немало материалов, требующих глубоко изучения и обсуждения. В ходе выступления координатор образовательных программ Центра гражданского образования Псковского областного института повышения квалификации работников образования предложила разработать Всероссийскую программу «Дети – жертвы террора и геноцидов», составными элементами которой могут стать поездки школьников России в музейно-образовательный центр г. Беслана, исследовательская и социальная проектная деятельность межрегиональных команд учащихся.

Большой интерес вызвали выступления Юлии Першиной (из опыта работы по истории Холокоста в Кировской области) и Санниковой Дарьи (учитель истории и ИЗО г. Самары). Очень важным для педагогов г. Владикавказа было выступление Т.А. Гвоздаревой (Тверской областной институт повышения квалификации работников образования). Т.к. подобный семинар в Республике Северная Осетия – Алания проходил впервые, то у педагогов возникал естественный вопрос об источниках и современной литературе по теме. Татьяна Аронова представила учителям самые последние издания НПЦ «Холокост», пригласила к сотрудничеству, участию в Международном конкурсе «История Холокоста – путь к толерантности».

Отдельной проблемой семинара стал вопрос включения сюжетов по истории Холокоста в работу с младшими школьниками. Экспертом по этой теме выступила Татьяна Светлова – учитель начальных классов средней школы № 1 г. Беслана. Она подчеркнула, что млаSAM_4053дших школьников необходимо приобщать к этой теме через судьбу их ровесников, пробуждая сочувствие к трагедии детей и вырабатывая тем самым неприятие любых форм жестокости. Важную роль в этом процессе играют тщательно подобранные фрагменты из фильмов и книги, соответствующие возрасту учащихся. Татьяна отметила, что необходима специальная подготовка педагогов к преподаванию темы Холокоста. Наиболее эффективным ее вариантом она назвала стажировки в крупных исследовательских и образовательных центрах, таких как Яд Вашем (Иерусалим), НПЦ «Холокост» и др. Возможно проведение специальной секции Летней сессии НПЦ «Холокост» по методике включения  истории Холокоста в младшие классы с привлечением психологов.

С особым вниманием педагоги заслушали выступление Ильи Альтмана, профессора РГГУ, сопредседателя НПЦ «Холокост». Исследователь представил слушателям мало известные данные о Холокосте на Северном Кавказе, рассказал о судьбе в годы Великой Отечественной войны одного из участников Форума – Эмиля Генриховича Зигеля, еврейского подростка, спасенного из Кисловодска Сергеем Метревели (в 2004 г. удостоен почетного звания Праведник народов мира). И. Альтман в выступлении показал, что при видимом различии между действиями нацистов по отношению к еврейским детям и действиями террористов к детям Беслана есть глубинные сущностные связи, которые позволяют создать единый мемориальный музейно-образовательный центр «Дети – жертвы терроризма и геноцидов» в Беслане в здании бывшей школы № 1. Одной из основных задач подобного центра может стать сбор устных источников по теме, создание базы данных, организация исследовательской и проектной деятельности. На базе подобного музея возможно проведение ежегодных Международных Форумов.

В последний день Форума его участники посетили музей средней школы г. Беслана. Реально – это музей средней школы № 1, которой скоро исполняется 120 лет. Но фактически у новой школы (хотя новым в ней является только здание) нет номера, что является болью педагогического коллектива и учащихся. Ведь большая часть учителей сами в прошлом были выпускниками первой школы Беслана и, трепетно сохраняя ее традиции, надеялись передать их новым поколениям школьников.

Наш экскурсовод – Надежда Ильинична Гуриева – учитель истории и обществознания – рассказала о самых ярких страницах истории школы, ее победах и успехах. Но основную часть встречи ее участники посвятили обсуждению трагических событий 1 –  3 сентября 2004 г. и всему тому, что происходило в школе и городе после того. В этот разговор вступили  и другие учителя школы. Одной Надежде Ильиничне было бы, я думаю, гораздо труднее и больнее еще раз вернуться в те дни, в тот спортзал, где остались навеки двое ее детей.

Горьким дням первых осенних дней 2004 года посвящены не только стенды в музее. Вся школа пронизана памятью о своем (нет, о НАШЕМ) горе: на первом этаже мемориальная стена с именами погибших, есть их портреты и в музейной части школы. Рядом висят фотографии погибших учащихся, педагогов, родителей и спасителей. Им – «альфовцам» – посвящен целый зал памяти. Их имена носят классные коллективы школы.

Мы испытывали противоречивые чувства: понимали, что воспоминания пробуждают боль… Но, в то же время осознавали и другое: для переживших этот ад и для нас самих важно вспомнить и проговорить все, что происходило тогда, десять лет назад. Чтобы сохранить в памяти каждое слово, образ, каждую эмоцию и затем, по возвращении домой, передать ее своим землякам, пробудить в них сочувствие, которое не затухнет с окончанием скорбной годовщины. А сочувствия этого, искреннего желания разделить горе очень не хватает всем, кто пережил эти страшные три дня. Да и не особенно мы щедро его проявляем. Стесняемся… А зря…

 

Trackback from your site.

Admin Admin

admin

Администратор сайта, Могу добавить, удалить и редактировать.

темы wordpress